ИСТОРИЯ ГЕОМАНТИИ

image001
Дворец первого короля Тибета
построен 2000 лет назад
по принципам Са Че

Научиться саче — легко

Тибетское искусство геомантии мало известно на Западе. Саче уходит корнями в древние времена Тибета к добуддийской культуре Бон, и находится под глубоким влиянием буддизма.

Науке Саче более четырех тысяч лет. Тибетская геомантия и широко известный сегодня Фэншуй — это разные системы, отличающиеся философией, подходом к анализу и определению понятия баланса энергий места или дома.

Саче это чистая традиция, непрерывно передающаяся в течение веков. Искусство Саче возникло во времена древней традиции Бон в государстве Шан Шунг, находившемся на территории Западного Тибета.

Часть 1. Из истории Саче

Несколько успешнных примеров из истории Тибетской Геомантии говорят сами за себя. Используя знания  Геомантии первый король Тибета Ньятри Ценпо добился обширных поставленных перед собой целей по усилению могущества Страны Снегов. В результате он жил долго и был весьма успешен.  А правитель Тибета  Сонцен Гампо с помощью Саче направил всю страну на многие века вперед на новый духовный путь развития.

Замок Юмбу

Замок Юмбу

Первый король Тибета Ньятри Ценпо и дворец Юмбу Лаганг

Нятри Ценпо  – первый  среди королей Тибета, основатель династии Чогьял ( букв. «Король Дхармы»), взошёл на трон в 127 году до н.э. В течение его успешного царствования началось развитие Тибета как государства.

Правитель Тибета решил построить себе дворец и пригласил  мастеров Саче,  чтобы они нашли место и построили ему резиденцию. Они после долгих поисков выбрали  для короля очень благоприятное место в долине реки Ярлунг  —  холм, напоминающий оленью ногу, и построили  дворец по  правилам Саче. Мастера геомантии сказали королю, что если построить дворец в этом месте, то он станет очень успешным правителем и завоюет много стран.

Замок Юмбу сегодня

Замок Юмбу сегодня

В Тибетской истории Юмбу Лаганг считается первым местом, выбранным по Саче. Замок можно посетить и сегодня, а сам король действительно был успешен, он процветал и завоевал много стран. Кода попадаешь в это место, то чувствуешь особую энергию, защиту, силу под ногами.

Дворец Юмбу

Дворец Юмбу

Вход в Юмбу Лаганг находится на юге. С севера замок защищен горой. К северу от него был еще один холм, так что на северной стене расположены только маленькие окна для циркуляции воздуха. Дорога обходит вокруг замка и заходит с востока. Весной и летом земля вокруг замка становится зеленой и свежей.

Король Сонцен Гампо — дворец Джоканг, новая столица Тибета Лхаса и Саче для всего Тибета

Окрестности Лхасы

Окрестности Лхасы

Живший в VII веке король Тибета Сонгцен Гампо основал город Лхасу, построив по саче новую столицу Тибета. «Лхаса» переводится как «Земля Богов». Окрестности Лхасы напоминают восьми-лепестковый цветок лотоса, в котором на месте лепестков расположились горы. В окружении гор, эта земля несет в себе очень позитивную энергию. Удачным решением было построить столицу в этом месте. Столица Тибета Лхаса была выбрана, чтобы ее место и форма хранили буддизм и символизировали процветание. Название «Земля Богов» было дано, что бы привлечь позитивное и умиротворенное настроение и добрых мирных духов.

Джоканг

Джоканг

Сонгцен Гампо построил первый дворец в месте, где он обычно совершал медитационные ретриты. Джоканг был построен  в Лхасе, в самом сердце страны. Первоначально он носил название Дом Тайн и служил дворцом для жен короля.

После того как известный буддийский мастер Атиша, давал учения в Джоканге, он стал считаться самым важным храмом в Лхасе. Строение разрушали и восстанавливали несколько раз в течение столетий, и все же храм сохранился и даже расширился на 25 тысяч квадратных метров. Сегодня он по-прежнему остается центром буддийского паломничества.

Сонгцен Гампо развивал культуру и объединил Западный и Центральный Тибет. Король был заинтересован в развитии буддизма в стране. Для этого он сделал саче всего Тибета. Он не только основал новую столицу Лхасу. В соответствии с саче, король провел анализ всего Тибета и возвел в неблагоприятных местах храмы для гармонизации страны.

Карта Тибета как демоница

Карта Тибета как демоница

Согласно саче древняя земля Тибета рассматривается как демоница, лежащая на спине. Реки были ее кровеносными сосудами. Для того, чтобы получить власть над землей, тибетским королям и королевам пришлось использовать искусство саче.

Король Тибета Сонгцен Гампо и принцесса Венченг

Король Тибета Сонгцен Гампо и принцесса Венченг

Китайская принцесса Венгченг, одна из жен короля, получила очень хорошее образование по медицине, астрологии и фэншуй. Она велела построить 12 храмов, по одному на каждый из 12 суставов демоницы. Это было сделано, чтобы обуздать демоницу и покорить энергию диких духов, которые жили на земле Тибета.

В сердце демоницы был возведен известный храм Джоканг. В его главной части поместили самую древнюю статую Будды Шакьямуни в Тибете. Джоканг является символом распространения буддизма по всей стране. Это подобно тому, как сердце бьется и распространяет кровь во всем теле. Эта статуя Будды Шакьямуни из Джоканга почитается как самое драгоценное сокровище Тибета. Чудом она пережила опасное время, например, время китайской культурной революции.

Статуя Джово - Будда Шакьямуни, Джоканг

Статуя Джово — Будда Шакьямуни, Джоканг

Некоторые считают, что тибетский буддизм дожил до сегодняшнего дня, благодаря тому, что существует Джоканг: согласно саче, его создание особенно рассчитано на то, чтобы переживать трудные времена.

Часть 2. В глубины веков — истоки Саче

Итак,  Саче возникло во времена древней традиции Бон в государстве Шан Шунг, находившемся на территории Западного Тибета.

Древние времена

С течением времени философские объяснения Бон преобразовались и интегрировались с буддизмом. Со временем геомантия стала самостоятельной системой. В Бон большое внимание уделялось изучению природы, природных энергий и их влияния на человека. Люди открывали позитивные места, использовали их для лечения, ритуальных практик.

Шенраб Мивоче

Шенраб Мивоче

Позднее, около 4000 лет назад, Шенраб Мивоче реформировал древнюю шаманскую традицию Бон в более философскую систему. В этот период было собрано много объяснений по поводу окружающей среды.

С тех пор геомантия, изучавшая живое окружение как основу для здоровья ума и тела, была тесно связана с медициной и астрологией (составлением гороскопов и изучением созвездий). Люди изучали ландшафты и природные силы, проявляя большое уважение к окружающей среде. Принцип жизни и действий в гармонии с окружающей средой (горами, землей, деревьями, водоемами…) был привнесен в Саче.

При помощи Саче тибетцы выбирали благоприятные, позитивные места для строительства. Они находили специальные места для лечения с соответствующими энергиями. В Тибете много особых мест с сильной энергией, в которых занимались практикой мастера, строились монастыри, дома.

В традиции Бон Саче называется «Лабце» или «Лабце тарчог секхар». В лабце благоприятные места можно найти на вершинах гор. В них возводили «Лабце» — большое скопление камней и флаги с мантрами — тарчог, делали санг — подношение дыма Буддам и местным природным энергиям.

Пять элементов в Саче

Тибетские пятицветные флажки

Тибетские пятицветные флажки

Флаги пяти цветов помещали в горах, на возвышенностях, на зданиях. Они уравновешивали внутренние и внешние энергии. Флаги в соответствии с традицией Бон являлись главными символами пяти элементов и отражали концепцию, на которой основано саче. Пять цветов соответствуют пяти элементам, а элементы соответствуют животными: Дракону – символу воды, Снежному Льву – символу земли, Гаруде – символу огня, Тигру – символу лунг и бегущему Коню в центре – символу пространства.

В V веке до нашей эры жил  мужчина, по имени Кунгце Трул, известный как Волшебный король. Его имя по звучанию часто путают с китайским именем Конфуций.  Он первый человек в Тибете, который написал про Саче.

Здания и монастырские комплексы, созданные много сотен лет назад (высоко в горах, где землетрясения не редкость) с использованием Саче, сохранились до наших дней.

Дворец первого короля Тибета

Во II веке до нашей эры, около 2000 лет назад был постороен по Саче  дворец первого короля Тибета — Юмбу Лаганг. Замок Ньятри Ценпо стоит и сейчас, а сам правитель был весьма успешен.

Гора Кайлаш и первый текст по Тибетской Геомантии

В I веке нашей эры рядом с горой Кайлаш у озера  Манасаровар был создан первый текст по Саче «Игра с песком». С тех пор гора Кайлаш считается истоком Тибетской Геомантии.

Озеро Маносаровар

Озеро Маносаровар

Красивая легенда повествует о появлении Саче. Группа из четырех тибетских мужчин отправилась на поиски знаний геомантии. Во время своего путешествия они пришли к озеру Мапанг Юмцо (Манасаровар) у горы Кайлаш. Мужчины путешествовали с белым яком, имеющим черное ухо, который нёс их багаж. Неожиданно из озера появился водяной бык, и животные начали биться друг с другом. Бык из озера был невероятно сильным, и хозяин яка, Мачигпелки Дорджи, в ярости разбил голову озерного быка дорожной палкой. Раненый бык скрылся в озере.

Принцесса нагов - учитель Са Че

Принцесса нагов — учитель Са Че

После этого происшествия из озера вышла красивая девушка, украшенная драгоценностями. Ее звали Дордже Лумо. Кьянг Го Намкха (один из участников экспедиции) спросил ее: «Кто вы? Куда вы идёте?» Она ответила: «Я дочь короля Нагов. Зачем вы разбили моему быку голову? Зачем вы все сюда пришли? Чего вы хотите? Куда вы идёте?»

Кьянг Го Намкха ответил: «Мы приехали сюда, чтобы произвести расчеты, и мы просим простить нас за то, что нанесли вред вашему быку». Они просили Нагиню научить их необходимым расчетам, на что Нагиня ответила: «Какие вычисления вы хотели бы совершить и что у вас есть в дар?» Кьянг Го Намкха ответил, что у него есть золото, Мачигпелки Дорджи поднёс яка, Сидпа Тулге Миво поднёс золотой слиток размером с овцу, Чонгро Митсар Ташинг предложил свою лошадь.

Нагиня приняла подношения, затем приказала им принести песок и медленно сыпать его перед ней. Итак, играя песком, она передала людям знания про Саче. Дочь короля Нагов создавала из песка горы и холмы, располагала камни, показывала реки и озера. Нагиня рассказала про 360 особых точек Саче. Затем она совершила для поисковой четвёрки подробные вычисления, которые позднее стали известны как Саче.

Принцесса Нагов – духов воды научила людей искусству саче с помошью песка. Так был создан первый текст о Саче. С тех пор Геомантия стала очень популярна в Тибете. Цари, князья и высокопоставленные люди стали приглашать специалистов саче для строительства дворцов и домов министров. Здания и монастырские комплексы, созданные много сотен лет назад высоко в горах с использованием Саче, сохранились до наших дней.

В настоящие время дощечки с песком все еще используются в тибетской культуре. На них астрологи записывают цифры и производят вычисления с помощью песка. Возможно, эта идея пришла из саче.

Традиционно дети в школе используют такие дощечки для письма и чтения. Такая же идея и в японских садах дзен — гармония песка, камней и деревьев.

Саче для всего Тибета

Дворец Потала

Дворец Потала

В VII веке король Сонгцен Гампо (604-650)  начал строить Дворец Потала. Он возвел Храм Джоканг. Используя Саче, король провел анализ всего Тибета. Сонгцен Гампо возвел в неблагоприятных местах храмы для гармонизации страны.

Тантрическое Саче

Падмасамбхава (Гуру Ринпоче)

Падмасамбхава (Гуру Ринпоче)

В VIII веке  король Трисонг Децен  (около 742-796) пригласил в Тибет Индийского мастера Буддизма Падмасамбхаву, что бы просить учение по Ваджраяне. Известный в Тибете, как Гуру Ринпоче, его называли «сакеном» – мастером Тибетской Геомантии.

С помощью Падмасамбхавы король построил первый буддийский монастырь Тибета Самье. Комплекс был спроектирован согласно Тантрическому Саче, объединяющему знания о благоприятном месте и уме.

Гуру Ринпоче сам произвел измерения и создал проект комплекса, основываясь на тантрической системе мандалы. Согласно легенде он создал монастырь благодаря силе своей визуализации. Поэтому считается, что Монастырь Самье имеет очень позитивную энергию земли вместе с благословением Гуру Ринпоче. Он также написал практический текст по Саче, который позднее использовала его супруга Еше Цогьял (около 757-817) – легендарная тибетская женщина, мастер. Она скрыла этот текст – терма. Это первый буддийский текст по Саче.

Монастырь Самье

Монастырь Самье

По форме монастырь Самье напоминает мандалу. Мандала объясняется в тантрической системе, и применяется в саче для баланса энергии. В тибетской геомантии мандала, в которой есть пять элементов, считается основой всего и проявляет все.  Подобное объяснение есть в традиции Бон и в буддийской тантрической традиции.

Стены комплекса возведены в форме круга. В центре располагается основной храм. В четырех направлениях находятся здания, подобно четырем элементам. Между ними построены маленькие храмы и четыре ступы. Энергия из центрального храма идет по четырем направлениям, и далее в центры между ними – по четырем промежуточным направлениям.

Это место благоприятно во всех отношениях и несет в себе очень мощную и благоприятную энергию. Первоначально его название было «Цуглаканг» — «Дом Знаний». Каждая часть храма имела свое предназначение, например, такое как отделение переводов или отделение для гостей.

С момента создания монастыря Самье опыт Геомантии Саче слился с буддийской духовной традицией.

Преподаватель IATTM, SKI Татьяна Ульянова,

эксперт в области Тибетской Геомантии Саче,

редактор и составитель серии книг «Библиотека МАТТМ»

по Геомантии Са Че, Тибетской Астрологии,

Тибетской Медицине и Массажу Ку Нье.